
тестовый баннер под заглавное изображение
Неудачен последний месяц лета и для рубля, который почти всегда заметно ослабляется в этот период. Несмотря на то что до этого нацвалюта укреплялась вопреки всем ожиданиям, многие ждут ее падения и в этот раз. Какие угрозы могут реализоваться в августе 2025 года — в материале «МК».
Черные перья гадких птиц
Конец лета для России исторически считается периодом всевозможных форс-мажоров и катастроф. Отношение такое к этому месяцу было не всегда: печальная тенденция прослеживается с середины 1980-х. Судите сами: 10 августа 1985 года произошла авария на атомной подлодке К-431. Затем корабль «Адмирал Нахимов» потерпел крушение 31 августа 1986-го. Но особенно тяжело в народной памяти отразились августовский путч 1991 года, который дал ощутимый толчок событиям, связанным с развалом СССР, и дефолт 1998-го. Взрыв на Манежной площади произошел в 1999 году. Глубоко и остро переживаемой трагедией стала для России катастрофа подводной лодки «Курск», которая произошла 12 августа 2000 года. 24 августа 2004-го памятно сразу двумя терактами на русских авиалайнерах. В августе 2008 года начались военные действия Грузии в Южной Осетии. А почти год спустя, 7 августа 2009-го, произошла авария на Саяно-Шушенской ГЭС.
Экономика России в последний месяц лета не раз переживала сильнейшие потрясения. После августовского путча 1991 года усилился ранее начавшийся экономический кризис. Тяжело выходила страна и из дефолта 1998 года. Интересна статистика по поведению рубля в последний летний месяц, которая, к сожалению, тоже добавляет опасений. Так, аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов указывает на историческую нестабильность отечественной валюты именно в августе. С 1998 по 2024 год в этом месяце доллар укреплялся против рубля в 20 из 26 лет. «Даже в относительно спокойные периоды, такие как 2020 и 2021 годы, август сопровождался колебаниями курса в пределах 3–5%», — подчеркнул он. Аналитик объясняет такую динамику налоговыми и бюджетными циклами, сезонным снижением экспортной выручки и ростом чувствительности инвесторов к внешнеполитическим сигналам.
Конечно, не все экономисты считают правильным именно в конце лета ждать «черных лебедей». Напомним, что с легкой руки статистика и писателя Нассима Талеба, которому в западной прессе приписывают предсказание кризисов 2008 и 2020 годов, именно такую метафору стали использовать финансисты по всему миру для описания непредсказуемых событий, которые пускают под откос все ранее сделанные прогнозы. Талеб в своей книге «Черный лебедь. Под знаком непредсказуемости» обратил внимание на опасную уверенность людей в том, что будущее может быть просчитано на основе опыта прошлого. В реальности же часто происходит неожиданное событие, которое ломает все прогнозы. Такие явления писатель и назвал «черными лебедями». Он указал, что в экономике они «прилетают» регулярно. Среди приведенных им примеров — реакция бирж на события 11 сентября 2001 года в США.

Все дело в неожиданности
Вот на основании определения «черного лебедя» для экономики и идет спор среди экспертов. «Не могу согласиться с тем, что август в России является примером «черного лебедя», — говорит доцент экономического факультета РУДН Лазарь Бадалов. — Под «черным лебедем» подразумевают ситуацию, трудно предсказуемую и непрогнозируемую. В данном случае ситуация обратная. Мы традиционно ожидаем, что в августе может произойти форс-мажор в экономике или в жизни страны. Следовательно, здесь противоположная ситуация: август не является таким примером». Правильнее сказать, что дефолт 1998 года был примером «черного лебедя», который произошел в конкретный период. В дальнейшем события, совпадавшие с августом в последующие годы, были скорее случайностью, чем примером, который принято считать «черным лебедем».
Сейчас ситуация в экономике такова, что большинство возможных форс-мажорных обстоятельств ожидаемы. Например, падение курса рубля, рост дефицита, проблемы в банковском секторе. Об этом чаще всего говорят и прогнозируют. В 2022 году активно прогнозировали дефолт, в прошлом году и в начале этого года — заморозку банковских вкладов. Это как раз пример того, что события ожидаемы, а не являются сюрпризом. «На мой взгляд, «черным лебедем» была блокировка российских валютных резервов (ЗВР) Западом, — пояснил Бадалов. — Это было труднопредсказуемое событие: действительно «черный лебедь» для российской экономики». Допустим, если теперь случится конфискация этих активов, считать ее «черным лебедем» уже нельзя: теперь это ожидаемое событие, утверждает экономист.
Однако есть и другое мнение. Так, по словам доцента кафедры государственных и муниципальных финансов РЭУ им. Плеханова Артема Люкшина, в августе 2025 года возможно возникновение новых рисков в сфере геополитики, нарастание неопределенности на рынках сырья, которые могут поставить новые задачи перед отечественной экономикой.
В России сложилась ситуация, когда на протяжении достаточно продолжительного времени поддерживается высокая ключевая ставка, оказывающая укрепляющее воздействие на российский рубль. Вместе с тем наметилось смягчение денежно-кредитной политики: ставку на последнем, июньском заседании ЦБ РФ снизили до 20%. Предложение валюты в России остается на высоком уровне, ощутимо увеличился и экспорт, что способствует укреплению рубля. Не стоит забывать и о глобальном тренде снижения курса доллара США. Однако с большой долей вероятности ставка ЦБ РФ может быть понижена в конце июля, что может способствовать ослаблению рубля. Текущие отметки курса нацвалюты обостряют проблемы с дефицитом бюджета. Вероятное введение новых санкций, отсутствие прогресса в разрешении геополитических вопросов и неопределенность с ценами на углеводороды могут в ближайшей перспективе ослабить рубль. Таким образом, в конце лета можно ожидать начала девальвации, считает ученый.
Экономика России демонстрирует гибкость при введении различных ограничений на протяжении последних нескольких лет. Однако в этом августе может так случиться, что подстраиваться и адаптироваться придется под еще более жесткие их конфигурации. Новый пакет санкций предполагает дальнейшее отключение от SWIFT российских банков, расширение списков на запрет торговой деятельности с рядом компаний, усиление контроля за обходом санкций, запрет на экспорт ИТ-оборудования и софта. Основной негативный эффект от новых ограничений следует ожидать в сфере международных расчетов. Уже сейчас следует прорабатывать вопросы их бесперебойной организации, подчеркнул Люкшин.

Топ-5 угроз российской экономике
Однако подробный список возможных рисков, которые могут повлиять на экономику России и сильно ударить по карманам граждан, выглядит намного шире. Пять ключевых «черных лебедей» августа 2025 года назвал член наблюдательного совета Гильдии финансовых аналитиков и риск-менеджеров Александр Разуваев.






Ваш комментарий будет первым